Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Рекомендации психолога взрослым по развитию познавательной сферы детей

Внимание

  • В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
  • Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
  • Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
  • Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
  • Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
  • Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
  • Предлагайте детям:
    • повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
    •  неоконченные фразы, которые нужно закончить;
    • вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
  • Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
  • На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
  • Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.

 

Память

  • При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесные объяснения с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
  • К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
  • Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
    • анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
    • осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
    • классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
    • устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
  • Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

 

Мышление. Речь.

  • Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. Включайте в занятия задания на:
    • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
    • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
    • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
    • складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);
    • осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
    • задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
  • Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
  • Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними почитанные книжки, анализируя поведения людей.

В целях развития речи:

  • после чтения текста просите детей пересказать , ответить на вопросы, задать свои;
  • развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
  • упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
  • учите детей доказывать свое мнение, выражать его.

 

     Во время занятия должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться. 

 


 

Методические рекомендации по преодолению детских страхов  для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста подготовлены педагогом-психологом Щегольковой Т.И.

 

(просмотреть и скачать)

Вход в систему


style="border:0;" height="40" width="88" alt="Рейтинг@Mail.ru" />

Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

© 2010 AnjLab