Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Коррекция

ГКСОУ общеобразовательная специальная (коррекционная) школа –интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Владимира

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основные направления
  работы над связной речью».

 

 

 

 

                                     Подготовила: учитель-логопед

                                                                           высшей квалификационной категории

                                                             Калинина Лариса Викторовна.

 

 

 

 

 

г. Владимир 2017

Что такое связная речь?

В психологии связной речью считают умение раскрыть мысль  в связном речевом построении. Связная речь - это речь контекстная, т.к. понятна для слушателя только на основе ее содержания, на основе самого контекста речи.

В условиях школьного обучения ребенок постоянно оказывается перед необходимостью построить суждение, выражением которого является связное высказывание, т.е. определенный текст. У детей с ОНР отмечается трудность овладения - связной речью.

Проблемой развития связной речи детей с речевой патологией занимались отечественные ученые в области логопедии и психологии

Леонтьев А.А., Выготский Л.С., Гальперин И.Р., Гриншпун Б.М., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Воробьева В.К., Рамзаева Т.Г., Лалаева Р.И., Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.

 

 

Опыт работы учителей-логопедов Николайчук Л.Ю., Шаховаловой Н.В. на тему «Коррекция мнестической дислексии»

Просмотреть


На коррекционных занятиях  с учащимися  по развитию когнитивных процессов используются различные задания и упражнения.  Представляем подборку таких заданий, подготовленных педагогом-психологом Токаревой И.Н.


просмотреть и скачать - Задачи - шутки

просмотреть и скачать - занятия

просмотреть и скачать - упражнения на развитие логики

 


На индивидуальных  занятиях и факультативе «Культура речи» учителя-логопеды школы  успешно используют презентации PowerPoint.  Учитель-логопед высшей категории Макарова Н.В. подготовила презентации «Синонимы и их употребление в речи» (6 кл.), «Причастие» (7кл.), «Вежливая оценка».

скачать презентацию - Занятие Причастие

скачать презентацию - Практические занятия Макарова Н.В.

скачать презентацию - Синонимы и их употребление в речи


 

Учитель русского языка и литературы высшей категории  Кудряшова Н.И. открывает  на уроках литературы творческую мастерскую. Опыт своей работы она обобщила в презентации «Как написать загадку».

просмотреть и скачать

 


Игры на развитие памяти


Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.   

 Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является "потеря" условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля. 

Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях. 

Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно. 

Литература
Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001. 
Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001. 
 

Подготовила педагог-психолог Токарева И.Н.

просмотреть и скачать:

 Игры на развитие памяти

 Игры на развитие слухового внимания

 Развитие зрительного внимания

  Игры на развитие мелкой моторики рук

  Игры на развитие мышления

  Словесные игры

Народные игры для развития психоэмоциональной сферы ребенка

Игры на развитие моторно-двигательного внимания


 

Материалы на тему «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи» подготовлены учителем-логопедом первой категории Шируковой Л.В.данная тема актуальна. Профилактика оптической дислексии у детей младшего школьного возраста с ОНР» вызвана тем, что среди учащихся с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих в дальнейшем нарушение письменной речи (90-95%).

      Логопедическое занятие по теме «Использование кабинета  БОС        (биологическая обратная связь)  для формирования правильного        диафрагмально-релаксационного типа   дыхания,    навыков                слитной      плавной речи».

Основной целью занятия является - формирование у учащегося диафрагмального релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологически обратной связи  (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма; формирование и развитие основных компонентов речи и нового речевого стереотипа по методу биологически обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца. Данное занятие проводилось для демонстрации возможностей комплекса БОС

Логопедическое занятие:

«Использование кабинета БОС для

формирования правильного

диафрагмально-релаксационного

типа дыхания,

навыков слитной плавной речи»

 

Провела: Калинина Л.В.

учитель-логопед высшей категории

 

Цель занятия:

- формирование у учащегося диафрагмального релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологически обратной связи  (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;

- формирование и развитие основных компонентов речи и нового речевого стереотипа по методу биологически обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

 

Данное занятие проводилось для демонстрации возможностей комплекса БОС.

 

Задачи:

1.     Развитие и совершенствование навыка ДРД с максимальной ДАС вне речи и во время речевых нагрузок.

2.     Освоение основных правил и навыков использования речевого ДРД по методу БОС с максимальной ДАС:

·        вдоха без лишних усилий перед началом речевого высказывания;

·        удлиненного равномерного, плавного выдоха, рассчитанного на определенную длительность и сложность речевого материала;

·        мягкой атаки звука.

3.     Нормализация функционирования мышц речедвигательного аппарата:

·        восстановление их тонуса;

·        уменьшение спастики и гиперкинезов.

4.     Координация работы речедвигательного анализатора на удлиненном равномерном плавном выдохе по методу БОС.

5.     Купирование речевых судорог на фоне ДРД и удлиненного равномерного плавного выдоха

6.     Развитие способности к произвольному увеличению продолжительности речевого выдоха в зависимости от сложности речевых нагрузок.

7.     Обучение учащегося применению вышеперечисленных навыков  не только под контролем БОС, но и без него.

 

 

Оборудование: компьютерный комплекс (БОС-логотерапевтический)

 

Занятие проводилось с учащимся 2 класса школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. Диагноз: дизартрия, заикание.

 

Ход занятия

 

1.     Подключение датчиков и повторение правил техники дыхания до начала сеанса.

2.     Как надо дышать? Вдох – животик надувается, как шарик. Выдох –«шарик» сдувается.

Вдох делаем через нос, выдох через рот.

3.     Отдых. Релаксация. 1 мин

Дышим легко, спокойно, ровно, без напряжения.

Ребенок сидит расслаблено, рассматривает слайды «Животные», слушает музыку и получает положительные эмоции.

4.     Сюжет «Столбики» решает следующие задачи:

·        развивает произвольное зрительное внимание;

·        развивает оптико-пространственную ориентировку

Инструкция: когда столбик начинает подниматься вверх, делай вдох. Как только столбик достиг верхней границы и стал опускаться, делай выдох.

Ребенок работает 2 мин

5.     Отдых. Релаксация.

6.     Сюжет «Забор», решаем следующие задачи:

·        развиваем познавательный интерес;

·        самоконтроль (отслеживание графика).

           Инструкция: произвольно делаем вдох, как только полоса начинает открываться, делаем долгий плавный выдох.

           При правильном выполнении открываются пейзажи родной природы.

7.     Отдых

8.     Сюжет «Анимация», решаем следующие задачи:

·        активизируем зрительное внимание и зрительную память;

·        формируем пространственные представления (правый верхний угол – левый нижний);

·        развиваем и уточняем словарный запас (перевод из пассивного в активный, уточняем предлоги, приставочные глаголы)

    Инструкция: делай правильный вдох, а в это время Винни Пух полетит за горшочком меда. Если дыхание выполняется правильно, то медвежонок принесет нам много горшочков с медом.

    Ребенок работает 2 мин

8.     Отдых. Релаксация 1 мин

9.     Сюжет «Текст», решаем задачи:

·     уточняем и расширяем словарный запас учащегося по теме

«Зима»;

 

·     отрабатываем и закрепляем навыки чтения;

·     формируем уверенное речевое поведение.

Инструкция: делай вдох произвольно. Начинай говорить, как только текст начнет подчеркиваться. Старайся произносить слова синхронно  с подчеркиванием, не опережая и не отставая. Заканчивай фразу, как только подчеркивание достигнет символа /, делай вдох.

 

Зима.

Два дня дул резкий, холодный ветер. Была вьюга. Метель занесла все дорожки. Днем стало тихо.

 Бегут на улицу ребятишки, кидают друг в друга снежки, комья снега. Лепят снежную бабу. А снег мягкий, липкий. Дети запрягли в санки собаку Мушку и заехали в сугроб. Весело зимой ребятам!

Ребенок работает 2 мин

10. Отдых

11. Подведение итогов:

·        анализ полученных графиков;

·        выводы.

 

Логопедическое занятие:

«Использование кабинета БОС для

формирования правильного

диафрагмально-релаксационного

типа дыхания,

навыков слитной плавной речи»

 

                                                      Провела: Макарова Н.В.

                                                                        учитель-логопед высшей категории

 

Цель занятия:

- формирование у учащегося диафрагмального релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологически обратной связи  (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;

- формирование и развитие основных компонентов речи и нового речевого стереотипа по методу биологически обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

 

Данное занятие проводилось для демонстрации возможностей комплекса БОС.

 

Задачи:

1. Развитие и совершенствование навыка ДРД с максимальной ДАС вне речи и во время речевых нагрузок.

2.     Освоение основных правил и навыков использования речевого ДРД по методу БОС с максимальной ДАС:

·        вдоха без лишних усилий перед началом речевого высказывания;

·        удлиненного равномерного, плавного выдоха, рассчитанного на определенную длительность и сложность речевого материала;

·        мягкой атаки звука.

3.     Нормализация функционирования мышц речедвигательного аппарата:

·        восстановление их тонуса;

·        уменьшение спастики и гиперкинезов.

4.     Координация работы речедвигательного анализатора на удлиненном равномерном плавном выдохе по методу БОС.

5.     Купирование речевых судорог на фоне ДРД и удлиненного равномерного плавного выдоха

6.     Развитие способности к произвольному увеличению продолжительности речевого выдоха в зависимости от сложности речевых нагрузок.

7.     Обучение учащегося применению вышеперечисленных навыков  не только под контролем БОС, но и без него.

 

 

Оборудование: компьютерный комплекс (БОС-логотерапевтический)

 

Занятие проводилось с учащимся 7 класса школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. Диагноз: дизартрия, заикание.

 

Ход занятия

 

1. Подключение датчиков и повторение правил техники дыхания до начала сеанса.

2.     Как надо дышать? Вдох – живот надувается, как шарик. Выдох –«шарик» сдувается.

Вдох делаем через нос, выдох через рот.

3.     Отдых. Релаксация 1 мин

Дышим легко, спокойно, ровно, без напряжения.

Ребенок сидит расслаблено, рассматривает слайды «Пейзажи», слушает музыку (которую выбрал сам) и получает положительные эмоции.

4.     Сюжет «Столбики»

 Задачи:

·        развитие произвольного зрительного внимания;

·        развитие оптико-пространственной ориентировки;

Инструкция: когда столбик начинает подниматься вверх, делай вдох. Как только столбик достиг верхней границы и стал опускаться, делай выдох. Тебе поможет звук трубы.

Ребенок работает 2 мин

5.     Отдых. Релаксация.

6.     Сюжет «Забор»

Задачи:

·        развитие познавательного интереса;

·        самоконтроля (отслеживание графика).

           Инструкция: произвольно делаем вдох, как только полоса начинает открываться, делаем долгий плавный выдох.

           При правильном выполнении открываются слайды с самолетами.

7.     Отдых 1 мин

8.     Сюжет «Анимация»

Задачи:

·        активизациязрительного внимания и зрительной памяти;

·        развитие интереса;

·        активизация словаря

    Инструкция: делай правильный вдох, а в это время пчела полетит  с цветка к себе в улей, заполнять медом соты. Если дыхание выполняется правильно, то пчела заготовит много меда.

    Ребенок работает 2 мин

9.     Отдых. Релаксация 1 мин

10.           Сюжет «Текст», решаем задачи:

·     уточняем и расширяем словарный запас учащегосяна

    стихотворном тексте;

·     отрабатываем и закрепляем навыки чтения;

·     формируем уверенное речевое поведение.

Инструкция: делай вдох произвольно. Начинай говорить, как только текст начнет подчеркиваться. Старайся произносить слова синхронно  с подчеркиванием, не опережая и не отставая. Заканчивай фразу, как только подчеркивание достигнет символа /, делай вдох.


Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,/
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной./

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,/
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют/
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца./


Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,/
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой./


Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,/
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра./


Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек/
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,/
Пригретый солнечным теплом/

                                                                    Иван Бунин

Ребенок работает 4 мин

10. Отдых

11. Подведение итогов:

·        анализ полученных графиков;

·        выводы..просмотреть,скачать

Вопросы диагностики и коррекции  нарушений процесса чтения являются актуальными и сложными. Нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. В данной статье содержится материал по коррекции аграмматической дислексии у младших школьников.

 Методические материалы подготовлены учителем – логопедом Мантуровой О.В.

Аграмматическая дислексия и пути ее преодоления.

            Дислексия-это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

            В зависимости от того, какие отделы коры головного мозга страдают, выделяют следующие виды:

·         фонематическая,

·         семантическая,

·         аграмматическая,

·         оптическая,

·         мнестическая.

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Этот вид дислексии проявляется в аграмматизмах при чтении,  это объясняется ограниченностью словарного запаса детей, недостаточным пониманием семантики слов. Дети читают отрывисто, делая большие паузы между словами, что ещё больше затрудняет понимание прочитанного.

Наиболее ярко аграмматическая дислексия у детей проявляется при чтении и анализе текста, т.к. возникает необходимость следить не только за смыслом отдельных слов и словосочетаний,  но и за связью предложений в тексте. Понимание читаемого текста затрудняют местоимения, предлоги, союзы. Особенно трудны для восприятия метафоры и сравнения.

В процессе чтения нарушается понимание и освоение грамматических форм, не различает категории рода, числа, временных форм глаголов, падежные и личностные окончания слов и т.д

            Виды ошибок:

            - изменение падежных окончаний существительных(“открыл форточка”, “из-под листьях”, “у товарищах”);

            - изменение числа имени существительного(“кошка-кошки”, “письма-письмо”, “космонавт-космонавты”);

            - неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного(“сказка интересное”, “детей веселую”);

            - изменение числа местоимения(“все-весь”);

            - неправильное употребление родовых окончаний местоимений (“такая город”, “ракета наш”);

            - изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени(“это был страна”, “ветер промчалась”, “была день”);

            -изменение формы, времени и вида глаголов(“гуляла не пошла”, “облетел хочу”, “объявили-объявляли”, “видит-видел”).

                        При устранении аграмматической дислексии основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений.

            Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

- развитие функции словоизменения;

- формирование навыков словообразования;

- развитие умений морфологического анализа слова;

- работа над однокоренными словами;

- уточнение и усложнение структуры предложения;

            Рекомендуются следующие задания на словоизменение:

  Образование формы родительного падежа множественного числа с наречием “много”. Составьте словосочетания со словом “много”.

            Картинки: тетради, цыплята, полотенца, кресла, тарелки, карандаши, деревья, стулья.

   Согласование существительного и прилагательного в роде и числе.

Назовите предмет и его цвет.

Картинки: Желтое солнце, желтый лимон, желтая юбка, желтые одуванчики.

           

    Согласование количественных числительных с существительными.

            Составьте словосочетания при помощи картинок и цифр.

            Картинки: 1 клетка, 2 совы, 4 велосипеда, 5 ласточек, 7 гномов

    Образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного по опорным словам, по картинкам.

Посмотрите на картинку и назовите этот предмет ласково.

            Картинки: корзина, юбка, сумка, солнце.

     Образовать прилагательное от существительного.

К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопрос “какой?” или “какая?”

            Например: шапка из меха - меховая, шкаф из дерева - деревянный, дом из кирпича - кирпичный.

            Картинки: шапка, шкаф, дом.

      Выбрать однокоренные слова среди слов, сходных по звуковой структуре.

Найдите лишнее слово.

            Желток, железо, желтый.

            Носильщик, нос, носатый.

Усвоение морфологической системы языка должно осуществляться в тесной связи с освоением структуры предложения.

     Согласование существительного и глагола прошедшего времени в роде и числе. Прочитайте слова-действия и подберите к ним слова-предметы.

            Слова-действия: улетела, шагал, висело, играли.

            Картинки:  дети, ворона, мальчик, яблоко.

      Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Покажите на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается.

            Картинки: Девочка рисует бабочку. Девочка нарисовала бабочку.

                        Мальчик пьет сок. Мальчик выпил сок.

      Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам.

Составьте предложения по картинкам.

            Картинки: котенок на стуле, котенок под стулом.

      Вставка пропущенных слов в предложении.

Вставьте пропущенные слова.

            Курица ________ зерно. В поле выросли ________ васильки.

     Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже. Ответьте на вопросы полным предложением.

            На каком дереве растут желуди?  В какое время года желтеют листья?

            Когда на небе появляются звезды?

     Образовать глаголы с различными приставками с помощью картинок.

Составьте предложения по картинкам.

            Картинки: Девочка открыла кран. Девочка закрыла кран.

            Машина въехала в гараж. Машина выехала из гаража.

     Составление предложения по опорным словам, данным вразбивку.

Предлагаемые слова даются в начальной форме. Составьте из отдельных слов предложение.

            В, дети, песочница, играть           

            Спать, будка, собака, в

      Таким образом, аграмматическая дислексия обусловлена рядом причин. Поэтому работа над ее коррекцией должна проводиться по всем вышеуказанным направлениям. 

 

 

Вход в систему


style="border:0;" height="40" width="88" alt="Рейтинг@Mail.ru" />

Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

© 2010 AnjLab