Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Методические материалы

 

Из опыта использования компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях.

Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации  школьников.

Материал подготовлен учителем-логопедом Макаровой Н.В. Представлен фрагмент занятия по формированию коммуникативных навыков учащихся. Скачать


Тема: Использование пальчиковых игр на уроках и логопедических занятиях в 1 классе.

Материалы подготовила учитель-логопед высшей категории Рябцева Светлана Николаевна

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

      Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают детей и приносят им столько пользы!

      Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов. У ребенка есть врожденная потребность в общении с людьми, и важнейшим способом такого общения является речь. Вот почему правильное ее развитие имеет огромное значение в процессе воспитания детей.

      Озорные стихи и считалочки не только позволяют проводить физкультминутки, но и помогают разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

      Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.

      Если дети уже в младшем возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

      «Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь», - писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».

      Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

      Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строчек и одновременном движении пальцами формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

      Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

 

                                  

                                     Общие рекомендации.

 

      В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

      Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность  и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.

      Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, встряхивания, потряхивания и т.д. она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

      Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью и пальцами.

      В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания. Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

    Пальчиковые игры на уроках скачать.

                                     


В течение нескольких лет в школе-интернате работает проблемная группа педагогов «УУД». Члены этой группы  учителя-логопеды Скворцова С.В. и Калинина Л.В. подготовили ряд игр для развития интеллектуальных и организационных умений учащихся.


(игры скачать)

 


В данной статье представлен опыт работы учителя-логопеда  Скворцовой С.В. по теме «Использование специальных методов и приемов при изучении коррекционного лингвистического курса». Опыт работы был обобщен на МО учителей начальных классов.
Данный материал Светлана Валерьевна использует в своих лекциях студентам ВлГУ факультета педагогики и методики начального образования.

(скачать)

 


Формирование устных вычислительных навыков – одна из актуальных проблем обучения детей математике.

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.

             На формирование вычислительных навыков большое влияние оказывают навыки беглого устного счета.

             Устные упражнения разрушают стереотипность мышления постоянным вовлечением учащихся в анализ исходящей информации, прогнозированием ошибок.

             Продуманная система устных упражнений позволяет не только вести системную работу по формированию вычислительных навыков, но и во многих других направлениях, таких, как:

             а) развитие внимания, памяти, мыслительных операций, речи;

             б) развитие мышления;

             в) формирование пространственных представлений.

             Совершенствование навыков устных вычислений зависит не только от методики организации занятий, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к этой форме работы.

             Проводя устный счет, необходимо оживить этот процесс, активизировать мыслительную деятельность, включая занимательный материал, игровые формы, презентации, компьютерные игры. 

 

Презентация подготовлена  учителем – логопедом  Шаховаловой Н.В.

Просмотреть и скачать

 


Урок на тему: Закрепление письменного приема деления многозначного числа на двузначное подготовлен и проведен  учителем - логопедом  второй категории Шаховаловой Н.В. в 4- ом классе.

 Цель урока:формирование образовательных компетенций учащихся: личностных, познавательных, коммуникативных.

 

Просмотреть и скачать

 


Коррекционные игры  по развитию познавательных умений и навыков

на уроках русского языка  для учащихся 1-4 классов

Подготовила учитель-логопед  Шаховалова Н.В.

 

Просмотреть и скачать

 


Учащиеся наиболее успешно проявляют себя в игровой деятельности, связанной с формированием и развитием УУД. Дидактические игры для уроков русского языка разработаны Кудряшовой Н.И., учителем русского языка и литературы школы-интерната.

 

Просмотреть и скачать

 


Логопедическое занятие на тему: «Развитие речи на основе сказок»                                                                                                                     подготовила Изюмова З.К., учитель-логопед высшей категории

Групповая форма – 5 класс.                                             

Занятие проведено с учетом требований к логопедическому занятию.

Цель занятия – формирование коммуникативной компетенции.

В занятие включены: лексические, грамматические упражнения, игровые приемы, развитие речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение).

На занятии созданы различные ситуации, способствующие речевой активности, использованы творческие упражнения в связной речи, которые способствуют развитию словесно-логического мышления, творческого воображения.

 

Просмотреть и скачать

 


В статье рассматривается использование сказок в системе коррекционных логопедических занятий. Представлены приемы работы над сказкой, которые могут быть использованы учителем-логопедом.

Для развития и индивидуальной коррекции эффективно применяются стратегии ЦРСПШ, способствующие развитию связной речи, интересу к творческому рассказыванию, желанию выполнить задание и добиться успеха.

Применение в логокоррекционной работе ЦРСПШ способствует положительной динамике в развитии всех сторон речи.

 

Просмотреть и скачать

 


Коррекционные игры  по развитию познавательных процессов     на уроках чтения  для учащихся 1-4 классов

Подготовила учитель-логопед  Мантурова О.В.

Скачать

 


В школе-интернате на уроках, индивидуальных логопедических занятиях, во внеурочной деятельности педагоги используют игровые технологии. Игры, которые используются при коррекции дислексии, подготовлены учителем-логопедом Николайчук Л.Ю.

 Посмотреть и скачать

 


Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.                       Методические материалы по формированию навыка чтения учащихся, имеющих нарушения речи, подготовлены учителем-логопедом Мантуровой О.В. 

Скачать

 


Учителя начальных классов, учителя-предметники, учителя-логопеды при проведении уроков разных типов, логопедических и коррекционных занятий используют ЭОР. Анонс  ЭОР, которые используются на логопедических занятиях в начальной школе, подготовила Ищенко Е.В., учитель-логопед  высшей категории.

Посмотреть и скачать

 


Презентация «Час занимательной математики»  содержит сведения о великих математиках, много интересных задач, ребусов с решениями. Также в данной презентации рассматриваются примеры оптических иллюзий.Мероприятие способствует развитию  у учащихся логического мышления, устойчивости и концентрации внимания, быстроты реакции, формирует интерес  к математике; помогает увидеть красоту математики, нестандартность жизненных фактов; дает возможность посмотреть на математику со стороны «очевидного - невероятного». 

Материал подготовлен учителем математики первой категории Руновой Л.А.

просмотреть,скачать

 



Методические  разработки по формированию коммуникативной компетенции


на уроках в начальной школе.


Подготовила учитель-логопед  Тобина Н.Ю.


просмотр,скачать


 


Формирование коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи – одна из наиболее актуальных тем в современном обществе.

      Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.

      Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из важнейших задач учебно – воспитательного процесса в школе.

 

Презентация подготовлена  учителем-логопедом  Тобиной Н.Ю.

 

просмотреть и скачать

 


На коррекционных занятиях учитель-логопед часто использует дидактические игры.  Учитель-логопед Мочалова Т.А. подготовила игры, которые используются на коррекционных занятиях для развития процессов анализа, синтеза.

 

просмотреть и скачать

 


Педагог-психолог любой образовательной организации в своей работе постоянно должен контактировать не только с обучающимися и их родителями (законными представителями), но и тесно сотрудничать со всеми членами педагогического коллектива и администрацией. Только совместная продуктивная деятельность каждого участника образовательного процесса может принести  положительные результаты. В связи с чем, работа психолога с  учителями, воспитателями не должна сводиться только к диагностике и консультированию, а быть так же направленной на развитие и совершенствование всего коллектива в целом. Поэтому особая роль в формировании позитивных взаимоотношений среди сотрудников отводится тренинговым занятиям.

Занятие – тренинг «Мы вместе» подготовлено педагогом-психологом Щегольковой Т.И.

Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой на логопедических занятиях

                                                                                Логопед Изюмова З.К.

У учащихся с тяжелыми нарушениями речи словарь беден, ограничен, они затрудняются в лексическом толковании слов, испытывают трудности в подборе синонимов, антонимов, каждое 7-е слово в тексте им непонятно.

Какие же виды мотивации используются логопедом для овладения учащимися лексикой?

1.     Целевая коммуникативная мотивация. Необходимо постоянно стимулировать стремление учащихся задавать вопросы о незнакомых словах в тексте, перед выполнением речевых упражнений. Учитель объясняет значение слов, можно подобрать к словам синонимы, антонимы, образовать другие слова, составить словосочетания, предложения.

2.     Мотивация, порожденная осознанием учащимися достигнутого уровня в овладении языком. Используются такие упражнения: подбор слов по определенной теме «Внешность человека», «Отзыв о книге» и др. Такая работа облегчает запоминание новых слов, способствует непроизвольному запоминанию. Далее выход на словосочетания, словообразовательные элементы, предложения, высказывания.

3.     Познавательная мотивация связана со стремлением учащихся к углубленному осмыслению лексики. Сначала логопед дает соответствующие разъяснения, обращает внимание на формы слов, раскрывает этимологическое значение. По этой схеме учащиеся сами выполняют посильные задания на объяснение слов. Таким образом, у детей развиваются поисковые стремления к более углубленному изучению словаря.

4.     Мотивация, обусловленная стремлением учащихся к получению информации. Логопед сообщил несколько слов по теме «Описание помещения». Дети дополняют словарь, убирают «лишние» слова, далее выход на словосочетания, предложения, текст.

5.     Мотивация, порожденная чувством удовлетворения. В каждом классе встречаются учащиеся, которым такие упражнения, как составление ситуации по ключевым словам, начала или концовки к рассказам и т.п. удаются лучше, чем другим. Усиление мотивации во многом зависит от привлечения к выполнению отдельных упражнений соответствующих «специалистов». Большое значение имеет факт соревнования.

6.     Эстетическая мотивация. Усилению данной мотивации могут служить красиво оформленные предметы наглядности, использование ИКТ, аккуратные записи в тетрадях.

Все виды мотивации часто действуют во взаимосвязи. Все ознакомление с лексикой осуществляется в ситуациях, которые обеспечивают понимание словесного материала и связаны в активной мыслительной деятельностью учащихся. Просмотреть и скачать

 

Вход в систему


style="border:0;" height="40" width="88" alt="Рейтинг@Mail.ru" />

Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

© 2010 AnjLab